Нью-эйдж (англ. New Age, буквально «новая эра») — общее название совокупности различных оккультных течений (движений). Также называется «Новая Эра», «Эра Водолея», «Новый Век». Зародилось после Второй мировой войны. Достигло наибольшего расцвета в 1970-е годы. Название движения связано с его ориентацией на приход «Новой Эры» в развитии человечества — «Эры Водолея», которая должна начаться с наступлением XXI столетия.«Нью-эйдж» отличается от других религиозных движений тем, что оно не представлено какой-то одной отдельной религиозной общностью (сектой, общиной и т. д.), а включает в себя множество различных направлений. Нью-эйдж это термин, который обычно описывает широкое движение конца двадцатого столетия в современной западной культуре, характеризующиеся эклектическим и индивидуальным подходом к духовному самосовершенствованию. «Новая духовность», «Ум-тело-дух» - вот синонимичные названия этого движения. Нью-эйдж предусматривает новый подход к старым религиозным предпочтениям. Приблизительно двадцать процентов американцев признают, что имеют дело с нью-эйдж.
История Нью-эйджа Понятие «Нью-эйдж» появилось в американских масс-медиа в 1980-е годы, однако зародилось оно гораздо раньше.В 1970-е «Нью-эйдж» уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сформировались в предыдущее десятилетие. Предшественниками «Нью-эйдж» были оккультные течения конца XIX — начала XX века, такие как трансцендентализм, месмеризм, астрология, магия, алхимия, каббала, герметизм, сакральная геометрия и паранормальные явления. Охвативает в первую очередь западные страны, характеризуемое: * возросшим значением индивидуального мировосприятия в духовных исканиях; * смешением разнородных культурных, религиозных и научных традиций; * массовостью популяризации не сформировавшихся знаний и технологий.
Предпосылки возникновения «Нью-эйджа» Зарождение «Нью-эйдж» связано со многими обстоятельствами, из которых наибольшее значение имели: • Повышение уровня базисной грамотности, развитие средств связи, массовой информации и книгопечатания; • Частичное открытие для западных читателей ранее малодоступных восточных учений; • Ослабление давления христианства и развитие свободомыслия; • Разрыв между научным и мистическим мировоззрением, проявившийся особенно остро в XX веке.
Развитие ранних идей «Нью-эйджа» После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активность миссионеры и проповедники восточных конфессий. Сам термин New Age ввела Алиса Бейли. Первое международное сообщество нью-эйджа образовалось в Шотландии в 1962 году под названием Фонд Финдгорна (Findhorn Foundation). В Германии приобрело силу движение антропософов, в котором видную роль играл Рудольф Штейнер. В Бразилии под влиянием писателя-спиритуалиста Аллана Кардека возникли афробразильские традиции Кандомбле и Умбанда.
Составные части нью-эйджа * модернизация религий, создание новых религий, сект и оккультных групп, создание синкретических философских течений; * медицинская и околомедицинская деятельность, целительство; * технологии оздоровления, гимнастики, единоборства; * организация медитаций, психотехнологии и психотренинг; * художественная и популярная литература, музыка и песни, изобразительное искусство и эстетика; * мистические ритуалы, мантика и гадания; * научная, околонаучная и псевдонаучная деятельность.
Массовое развитие «Нью-эйджа» в 1980-е годы В 1980-е нью-эйдж захлестнул многие страны, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно ньюэйджевские группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию. Вот наиболее популярные элементы, из которых складываются ньюэйджевские течения: • гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие. Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых Китайскими мастерами и их учениками; • методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация; • бесконтактный массаж, рэйки, различные виды целительства; • мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия; • психоделические практики; • астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами; • бытовая магия, заговоры, заклинания, ритуалы, магические предметы, кристаллы, маятники, гадания; • новые религии и секты, неоязычество, шаманизм.
Положения мировоззрения нью-эйдж Хотя взгляды различных ньюэйджевских групп обладают большим разнообразием, можно выделить немало наиболее характерных положений, используемых наиболее часто. • Единство всех религий (все религии утверждают одно и то же, много путей ведут к одной и той же реализации). Этот тезис нередко приводит в ньюэйджевской литературе к некритической популярной смеси малосовместимых учений. • Вера в прошлые рождения и переселение душ в виде непосредственного перехода сознания от рождения к рождению. • Вера в кармическую причинность и взаимосвязь судьбы с событиями прошлых жизней. • Ощущение единства всех живых существ как одного безбрежного океана энергии. • Представление об ограниченности ума и разума, и наличии «высшего я» и «трансперсональной реальности». • Вера в сложную духовную иерархию и возможность отдельно взятых учителей подниматься на высшие ступени. • Вера в сверхъестественные и трансперсональные сущности, ангелов, демонов, пришельцев, духов, небесных учителей. • Представление о единстве науки, мистики и религии. • Общая вера в Добро, Любовь и Светлые силы. • Вера в глубокий смысл непонятных мистических обрядов и уважение к обрядности. В связи с такого рода представлениями, в нью-эйдже формируются свои ценности (разумеется, в каждой отдельной группе различные): • Ценность высшего духовного достижения (нирвана, самадхи, реализация, просветление). • Ценность видения необычных явлений (медиумы, ясновидящие, контактёры, визионеры астральных миров, психонавты). • Общегуманные ценности (любовь, ощущение духовного единения). • Ценность правильного образа жизни (вегетарианство, воздержание, добро, соблюдение ритуальной правильности и т. п.). • Ценность избранности, посвящения, приобщённости к тайне и входа в замкнутое духовное братство.
Нью-эйдж и религии Нью-эйдж формирует бесчисленные религиозные группы, духовные организации и секты, чаще на базе какой-нибудь мировой религии, но в сильно упрощённом и популярном виде, или на базе популярной смеси нескольких религий. Хотя индуизм наиболее привлекателен в ньюэйджевской литературе, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под ньюэйджевским индуизмом часто маскируются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированных преимущественно на западных учеников. В последнее время появилось немало новых местных и международных религий и сект, выросших из нью-эйджа, как на Западе, так и на Востоке: • В первую очередь следует упомянуть Ошо, разработавшего многостороннюю систему динамических медитаций. • Получили развитие суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана. • Сходна с суфизмом система развития человека, разработанная Георгием Ивановичем Гурджиевым и развитая Петром Демьяновичем Успенским. • Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых Китайскими мастерами и их учениками. • Японская новая религия оомото-кё подвигла создателя айкидо Морихэя Уэсибу базировать это боевое искусство на постулатах новой религии ненасилия. • Большую популярность приобрело учение Друнвало Мельхиседека. Обратное воздействие нью-эйджа на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля. • Религия Као Дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и выросла до многих миллионов сторонников. Кроме Као Дай сестринскими религиями эпохи Нью-Эйдж можно считать японскую оомото-кё, корейский Нуль-буддизм, Болгарское Белое братство, Бахаи. Эти религии поддерживают между собой тесное экуменическое общение и активно используют международный язык эсперанто, который также можно причислить к явлению Нью-Эйдж. • Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности. Нередко под влиянием нью-эйджа менее многочисленные традиции сильно деформируются и переориентируются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам деформировали традиционный уклад общества. • Так последователь Нью-Эйдж религии и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай» и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги.
Нью-эйдж и медицина Под влиянием нью-эйджа возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных рецептов до психотерапии, разной степени эффективности и полезности, как в легальной так и в нелегальной форме. Помимо традиционных восточных школ (акупунктура, аюрведа), на Западе появились еще следующие новые течения: • рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж; • шаманские лечебные ритуалы; • различные психотерапевтические практики; • религиозные ритуальные практики. Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический подход ко всем системам человека. В разных странах отношения к нетрадиционной медицине разное. Одни методы находят официальное признание, другие методы требуют наличия определённых сертификатов, третьи запрещаются и преследуются. В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат • положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека; • представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов; • положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из китайской медицины.
Нью-эйдж и культура После посещения и проживания в восточных странах, некоторые творческие люди использовали идеи нью-эйджа для создания новых жанров искусства. В наши дни нью-эйджем также называют популярный на Западе жанр музыки и песен. Он характерен исполнением восточных мотивов и молитв на множестве инструментов и часто используется для медитаций, например Karunesh, Osha, Govi, Kitaro, Chinmaya Dunster, Abhirama и другие. В последние годы этот жанр был коммерциализирован, играя роль необычной фоновой музыки в художественных произведениях.
Музыка нью-эйдж Музыка нью-эйдж (англ. new age music) — это неопределённый стиль музыки, обычно довольно мелодичной и часто преимущественно инструментальной. Определяя конкретные группы как нью-эйдж, можно вступать в споры с фанатами, так как границы жанра точно не определены. Частично под влиянием суждений некоторых музыкантов о стиле нью-эйдж, многие другие музыканты и группы точно отмечают, что они не считают свою музыку нью-эйдж. Большой процент музыки, описываемой как нью-эйдж — электронная музыка и инструментал, часто состоит из продолжительных падов и длинных синтезаторных проигрышей. Не редки очень длинные композиции — до 20 минут и более. Аранжировки вокала и использование акустических инструментов менее употребительны (зачастую, высококачественные сэмплы используются вместо реальных инструментов). Записи обычно встречающихся звуков иногда используются как начало к треку или внутри. Эти возможности также применяются во многих поджанрах музыки эмбиент, но здесь нет определенной границы между музыкой эмбиент и нью-эйдж.
Подробности Существуют три главные группы фанатов с разными взглядами на сущность музыки нью-эйдж и на то, какие музыканты относятся к нью-эйдж. • Нью-эйдж — ветвь электронной музыки, которая включает в себя мелодичные, нетанцевальные проигрыши с различными видами аранжировок (в противоположность обычным танцевальным стилям, как техно и поджанрам, экспериментальной электронной музыке, которая может быть немелодичной, нойзу, некоторым поджанрам эмбиента и т. д.) В соответствии с этой точкой зрения, музыканты и группы вроде Enigma, Aeoliah, Enya, Loreena McKennitt, Love Orchestra, Jean-Michel Jarre, Kitaro, Popol Vuh, Стив Райх, Klaus Schulze, Suzanne Ciani, Tangerine Dream, Vangelis, Ivo Keers, Era и Yanni принадлежат к Нью Эйдж. Это немного сомнительно по двум причинам: во-первых, музыканты вроде Enya, Loreena McKennitt, Vangelis и Tangerine Dream’s Edgar Froese начинали свою деятельность, не подозревая, что их музыка может оказаться нью-эйдж, некоторые из них воспринимают «музыку Нью-эйдж» как жанр, связанный с религиозными движениями. Во-вторых, музыка таких деятелей, как Tangerine Dream и Vangelis, очень разнообразна, многие альбомы нельзя отнести к нью-эйдж (например, творчество Vangelis включает музыкальные коллажи и экспериментальную электронную музыку), и поэтому неизвестно, где можно повесить ярлык нью-эйдж на музыканта. • Нью-эйдж — ветвь электронной музыки, которая в основном встречается на дисках с медитативной музыкой и музыкой для релаксации, которые часто можно увидеть в магазинах Нью Эйдж. Музыканты: Anugama, Cusco, David Arkenstone, Deuter, Gandalf, G.E.N.E., Karunesh, Kitaro, Chinmaya Dunster, Abhirama, Himekami, Software и Space. Точность этого определения можно поставить под сомнения, так как практически все музыканты, упомянутые выше, имеют много отрывков, по стилю напоминающие медитативные записи. • Нью-эйдж — электронная музыка, которая мелодична, с по-настоящему простым звучанием, с протяженными звуками, мягкими мелодиями и длинными треками. Однако, так как многие музыканты ограничивают себя, создавая музыку только одного определенного вида, это мнение широко распространено. Согласно ему, некоторые альбомы Vangelis и Tangerine Dream можно назвать нью-эйдж, но музыкантов нельзя назвать нью-эйдж, так как их творчество очень различно. Аналогично, музыка Suzanne Ciani — нью-эйдж, но музыка Klaus Schulze и Enya — скорее всего нет, потому что у обоих особый стиль, отличный от обычной мелодичной, полностью электронной музыки. История Первоначально музыка в стиле нью-эйдж была создана джазовыми музыкантами, однако преемственность нью-эйдж и джаза многими музыковедами ставится под сомнение. Первым музыкантом, игравшем в стиле нью-эйдж, стал американский джаз-мен Тони Скотт (Tony Scott, р. 1921). В 1964 он записал первый альбом в стиле нью-эйдж — Music For Zen Meditation. Практически в то же время независимо от Скотта музыку, близкую к нью-эйджу, стал играть другой американский джаз-мен, Пол Уинтер. В отличие от более медитативной и сосредоточенной музыки Скотта, музыка Уинтера была более позитивной и жизнерадостной. Это было обусловлено её близостью к таким течениям внутри джаза, как босса-нова. В дальнейшем, однако, саунд нью-эйджа терял связь с традициями джаза. Уже в 70-е годы нью-эйдж стал преимущественно электронной музыкой; стали широко использоваться японские синтезаторы, которые могли подражать звучанию этнических музыкальных инструментов. Сильное влияние на нью-эйдж оказала также конкретная музыка. В начале 80-х годов, в эпоху кризиса стиля индастриал, многие бывшие музыканты индустриальных групп стали использовать эстетику нью-эйджа в своих произведениях. Так появились стили дарк-фолк и, несколько позже, энигматик (Enigmatica). С 1968 по 1973 год такие немецкие музыканты, как Holger Czukay (бывший студент университета Калхайнца Штокгаузена), Popol Vuh и Tangerine Dream выпустили несколько работ с участием экспериментальных звуков и фонов, построенных электроникой, при помощи синтезаторов, акустических и электроинструментов; их музыка, определяемая как космическая (Cosmic), может быть отнесена к эмбиенту или Нью Эйдж, в зависимости от точки зрения. Позднее Брайан Ино определил стили и направления Эмбиента, что легко соединило стили многих музыкантов, таких как Роберт Фрипп, Jon Hassell, Laraaji, Harold Budd, Cluster, Jah Wobble с конца 70-х по наши дни.
Также возымела влияние ранняя электронная музыка, европейская классическая музыка, музыка этнос. Музыке минималистов Terry Riley и Стив Райх (индийское влияние) также может быть присуще влияние, вместе с такими музыкантами, как Tony Conrad, LaMonte Young, которые занимались удалением шума с ранних 60-х. В связи с созданием Нью Эйдж музыки связано возрождение интереса к Григорианскому хоралу во второй половине 20-го столетия. Считается, что на Эмбиент и Нью Эйдж повлияли также сольные выступления таких музыкантов как Keith Jarrett (особенно его запись The Koln Concert), Ralph Towner (с записями Blue Sun и Solo Concert) и Lyle Mays с его эпонимичным альбомом. Акустические сольные и командные выступления ранних музыкантов Windham Hill, таких как Andy Summers, William Ackerman, Alex de Grassi, George Winston и Michael Hedges. Все они зовутся «Музыканты Нью Эйдж» более чем за последние 30 лет. Известные темы Нью Эйдж музыки — это космос, окружающая среда, природа, благо бытия, гармония с миром и собственным Я, сны и путешествия в духовном мире. G.E.N.E. — продюсер серии альбомов, которые музыкально описывают такие места, как Тихий Океан, Средиземноморье и специальные диски с записями звуков разных океанов. У группы Software есть несколько альбомов, в которых особое место занимает электронная составляющая музыки: Chip Meditation, Electronic Universe (обе в двух частях) и Digital Dance. Названия песен Нью Эйдж часто описывающие, например:Principles of Lust (Первопричина Вожделения) (Enigma), Purple Dawn (Пурпурный Рассвет) (Anugama), Shepherd Moons (Пастушья Луна) (Enya), Straight' a Way To Orion (Путь на Орион) (Kitaro), The Quiet Self (Безмолвное «Я») (Gregorian), One Deep Breath (1 Глубокое Дыхание) (Джозеф, Брэдли).
Критика нью-эйджа Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций. Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений нью-эйджа, неповторяемость и непроверяемость. Рациональной критике подвергается медицина и попытки внедрения методов в науку, в частности введение понятий «биополе», «персонального магнетизма» по аналогии с физикой. Представители религиозных традиций подвергают нью-эйдж критике за отсутствие глубины и преемственности, многие представители традиционных конфессий подозрительно относятся к нью-эйджу, опасаясь коммерциализации, популяризации, профанации тысячелетиями накопленных знаний. Традиционные ветви христианства, относятся резко отрицательно к нью-эйдж и предупреждают о большой опасности духовного самообмана, которому подвергают себя адепты нью-эйдж. Несмотря на утверждения критиков, в рамках нью-эйджа возникают и серьёзные течения, направленные на сохранения аутентичных традиций, системное осмысление и сопоставление многообразных философий, практик и способов мышления, выработка общегуманной философии и соединения религии, философии и науки, взаимопонимание между народами. Идеи нью-эйджа нередко вдохновляют исследователей на творческую деятельность.