Общеизвестно, что прообраз интернета был создан военными для решения конкретной проблемы – гарантированной передачи сигнала при разрушении части линий связи. Но, если удалось передать сигнал и компьютеры «поняли» друг друга, то почему бы не передавать массивы информации? Для этого уже потребовалась определенная унификация, что и вылилось в разработку протоколов прикладного, транспортного, сетевого уровней, а также уровня соединения.
Разработка языков вэб-программирования дала возможность создавать сайты. Тогда же появляются первые зачатки общения в сети – форумы, чаты, ICQ и т.д.
Но что такое интернет-сайт с принципиальной точки зрения? Это некое место в сети создаваемое и наполняемое узким кругом лиц. А пользователи ресурса являются только потребителями размещенной на нем информации.
И все бы было хорошо, если бы число подключившихся к сети не росло в геометрической прогрессии, на много опережая темпы создания новых сайтов. Выход из создавшейся ситуации был найден в делегировании права генерации контента самим пользователям. Появляются социальные сети, блоги, площадки общения и т.д. То, что мы сейчас называем Web 2.0.
Однако, интернет – это еще и часть жизни человеческого социума. И его развитие подчиняется не только внутренней логике, но и коррелирует с законами развития человеческого общества.
2. Развитие человеческого социума и интернет.
В 30-х годах прошлого века австрийский логик К.Гедель сформулировал свою знаменитую теорему о неполноте. И хотя первоначальная формулировка касалась математики (даже арифметики), оказалось, что она вполне применима и к другим наукам. В частности, к гносеологии (теории познания).
В философии теорема звучит следующим образом: любая содержательная теория включает в себя утверждения, принципиально недоказуемые в ее собственных рамках, и поэтому принимаемых на веру. Для доказательства этих утверждений необходимо строить более общую теорию со своими постулатами и т.д. То есть, постоянно задавая вопрос «почему именно так, а не иначе?», мы неизбежно упираемся в дно аксиоматики.
Но чем плоха опора на аксиомы? Прежде всего, тем, что, пытаясь спрогнозировать будущее, мы неизбежно экстраполируем в него и заложенные постулаты. В результате возникают известные прогнозы конца 19 века о бесперспективности городской цивилизации, которая утонет в конском навозе.
Точка зрения большей общности позволяет, если не спрогнозировать, то хотя бы частично учесть качественные скачки. И для интернета такой большей общностью будет являться социум или человеческое общество.
3. Тренды развития человеческой цивилизации
В чем смысл развития человечества? Как и у всякого биологического вида – в выживании, стремлении доминирования на занимаемой территории.
Но если в природе существуют естественные ограничители популяции в виде хищников или количества потребляемых ресурсов, то у человека таковые сдерживающие механизмы отсутствуют.
Один из векторов развития человеческой цивилизации – удаление от естества природы, привел к тому, что природные факторы перестали быть ограничителями, начиная еще с неолитической революции. И экзогенные (природные) кризисы уступили место эндогенным (порождаемым самим человеком).
Человек есть существо био-социальное.
Наша био-составляющая агрессивна, но у нее отсутствует био-мораль, запрещающая высшим приматам уничтожать себе подобных. У человека сдерживающим фактором выступает социо-составляющая.
Существует закон технико-гуманитарного баланса, который гласит: чем мощнее технологии, тем более качественные средства сдерживания необходимы для сохранения социальной системы. Нарастание дисбаланса приводит к кризисам, которые каждый раз ставят человечество на грань выживания.
Например, массовый переход с бронзового на легкодоступное железное вооружение повлек за собой такое увеличение кровопролитности войн, что ответом на него стало появление в середине I тысячелетия до н.э. в разных уголках мира независимо друг от друга «милосердных» учений Будды, Конфуция, Сократа и т.д.
Возвращаясь в наше время, с прискорбием приходится констатировать, что человечество вновь стоит на грани очередного эндогенного кризиса. В предыдущем – ядерном, сдерживающие структуры вырабатывались на уровне государств. Сегодня технологии в генной инженерии достигли уже такого уровня, что один толковый лаборант может изготовить биологическое оружие с гибельной мощью, не уступающей атомной бомбе. Как вывод, принятие решения о применении оружия массового поражения делегируется с государственного на индивидуальный уровень. А по «закону больших чисел» всегда найдется сумасшедший генетик, который захочет уничтожить мир. (См. фильм «12 обезьян»).
Выходом может быть резкое увеличение гуманитарной составляющей. Но в предположение, что в одночасье все человечество вдруг подавит в себе агрессивные импульсы, верится с трудом. Следовательно, остается стандартный, многократно опробованный путь тотального контроля.
Отсюда вытекает первый тренд развития интернета: жесткая персонификация пользователей, позволяющая отслеживать каждый их шаг в сети, а также создание всеобъемлющих служб цензуры и надзора.
И действовать этот тренд будет до тех пор, пока та же генная инженерия не научится купировать нашу агрессию на генном уровне.
4. Интернет и тип мышления.
Следующий «социумный» тренд интернета не столь апокалиптичен и связан с типом мышления.
Если проанализировать, к примеру, Топ-10 поисковых запросов на «Яндексе», то можно с достаточной долей уверенности констатировать, что мышление большинства пользователей сети – клиповое. (Что это такое мы говорили – здесь). Иначе, чем объяснить тот факт, что третий или четвертый по популярности запрос – «mail.ru» (именно по-английски). Ежемесячно несколько миллионов человек набирают в поисковике это слово вместо того, чтобы подставить впереди «www».
На признаках клипового мышления мы останавливаться не будем, отсылая к выше упомянутой статье. Нас будет больше интересовать другая четко прослеживаемая тенденция, которую по аналогии можно назвать «мыслительным балансом». Упрощение и уплощение «коллективного разума» предшествует великим потрясениям, которые вновь усложняют его структуру.
Так было в периоды Первой и Второй мировых войн. А резкое усложнение «культурного кода» в 60-х было ответом на вьетнамскую кампанию.
Если учитывать фактор цикличности, то впереди нас ждет череда экономических и политических потрясений, для осмысления которых потребуется переход от «клипового» к «аналитическому» или «критическому» мышлению.
Отсюда вытекает следующий тренд развития интернета: его структура будет соответствовать новому типу мышления. В качестве практического вывода, можно предположить повышенную востребованность обучающих и аналитических сервисов.
5. Энциклопедии знаний и библиотеки текстов.
Интернет – это, прежде всего, средство коммуникации. Однако, он создает механизм, обеспечивающий на новом качественном уровне выполнение основного предназначения культуры – передачу накопленного опыта и знаний следующим поколениям. К нему постепенно отходит функционал, который в рамках человеческой цивилизации решала система печатания и сохранения книг.
Если обобщить выше сказанное в некий философский закон, то можно сказать, что сеть позволяет на новом качественном уровне «переводить текущее в постоянное», прежде всего за счет увеличения количества «фиксаторов» текущего.
Расширение количества «фиксаторов» - постоянный тренд интернета. В начале они были представлены немногочисленной группой сайтов. Теперь к ним добавились индивидуальные пользователи, осуществляющие фиксацию через социальные сети и системы оперативного общения. Следующий шаг – выход в сеть электронных приборов.
Однако, экспоненциальный рост информации приводит к сокращению её жизненного цикла и невостребованности. Бороться с этими тенденциями можно с помощью «упорядочения» в виде электронных энциклопедий и библиотек.
Поэтому, следующий тренд развития интернета будет связан с расширением области фиксации «текущего» и созданием всевозможных локальных и глобальных энциклопедий знаний и библиотек текстов.
P.S. Исходя из этого тренда можно упрекнуть в «близорукости» Microsoft, которая в мае 2008 года приняла решение прекратить работу над проектами Live Search Books и Live Search Academics, фактически, созданием крупнейшей в мире виртуальной библиотеки.
6. «Информационные» и аналитические поисковые системы.
Косвенным следствием предыдущего тренда станет появление на рыке «информационных» поисковых систем.
Что сейчас делают поисковые системы? В подавляющем большинстве случаев ищут в сети страницы, на которых встречается заданное сочетание слов.
Что ищет пользователь? Информацию.
Как легко заметить, страницы с заданным сочетанием слов и информация – это пересекающиеся, но не тождественные множества.
Отсюда вытекает следующий тренд развития интернета – создание поисковых механизмов принципиально нового типа, включающих в себя предварительный анализ информации.
Говоря техническим языком, релевантность выдачи по поисковым запросам будет стремиться к 100%, а найденная информация будет предварительно анализироваться, классифицироваться и вписываться в информационное поле пользователя.
Именно эту идеологию пытаются воплотить в жизнь в разрабатываемом сейчас «семантическом вэбе», которому стоит посвятить отдельную статью.